Межрегиональный вебинар «Особенности обучения людей с нарушением слуха»

Тема доклада: Особенности методики преподавания для студентов с нарушением слуха в системе среднего профессионального образования.
(Преподаватель химии, Руководитель РУМЦ СПО Милешина Р.А.)

     Специфика учебно-познавательной деятельности, обусловленная нарушенным слухом у неслышащих создает необходимость психолого-педагогической коррекции познавательных процессов, в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся. Значительные различия в образовательном стартовом уровне, в степени компенсации слухового дефекта (уровень развития речи, мышления, познавательных и коммуникативных процессов), в сформированности общеучебных умений у глухих обучающихся требуют индивидуального подхода к каждому из них при построении программы профессионального обучения и воспитания, а также психолого-педагогического и социального сопровождения. Индивидуальная программа обучения предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого неслышащего, а также особую организацию учебного пространства и рабочего места.

     Обучение студентов с нарушениями слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов:

– наглядности,

– индивидуализации,

– коммуникативности на основе использования информационных технологий.

Максимальный учет особенностей студентов с нарушением слуха и достаточный уровень наглядности обеспечивается при использовании разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций, учебное пособие, адаптированное для восприятия студентами с нарушением слуха, электронный контролирующий программный комплекс по изучаемым предметам для студентов с нарушениями слуха. Слабослышащие, в отличие от глухих, могут самостоятельно накапливать словарный запас и овладевать устной речью.

Однако наилучшего результата можно достигнуть в учебном процессе.

     В процессе преподавания общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных модулей в ГБПОУ РМ «Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий», отмечу ряд проблем, характерных для студентов с нарушением слуха:

  • замедленное и ограниченное восприятие;
  • недостатки речевого развития;
  • недостатки развития мыслительной деятельности;
  • пробелы в знаниях;
  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, общение только с теми, у кого нарушен слух, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

     Невысокий уровень восприятия устной речи, на которой чаще всего ведется урок, определяет неуспешность всего процесса обучения и особенно сказывается на развитии логического мышления.

     Для развития умения анализировать и синтезировать воспринимаемый материал, оперировать образами, сопоставлять вновь изученное с изученным ранее в процессе преподавания я стараюсь развивать у студентов анализ и синтез объектов, что очень важно при изучении биохимических дисциплин.

Организация образовательного процесса (из опыта работы)

     При организации образовательного процесса со слабослышащими студентами необходима особая фиксация на артикуляции выступающего, нужно говорить громче и четче, подбирая подходящий уровень.

     Восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. Поэтому проведение учебных занятий требует как от преподавателя, так и от обучающихся повышенного напряжения внимания, что ведет к более быстрому, чем у обучающихся с нормальным слухом, утомлению и потере устойчивости внимания. С целью получения обучающимися с нарушенным слухом информации в полном объеме звуковую информацию нужно обязательно дублировать зрительной.

     На занятиях требуется уделять повышенное внимание специальным профессиональным терминам (химическим формулам, правилам, законам химии и биологии), а также использованию профессиональной лексики. Для лучшего усвоения слабослышащими специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение. Особенно при изучении органической химии.

     В процессе обучения рекомендуется использовать разнообразный наглядный материал. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством наглядного материала.

     Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к обучающимся с нарушенным слухом, играют видеоматериалы.

     Предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдопереводом.

В этом сейчас помогает канал Ю-туб с субтитрами.

     Видеоматериалы помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся видеофиксации (Например ресурсы видеоуроков и материалы Российской электронной школы, виртуальные лаборатории), анимация может быть использована для изображения различных динамических моделей, не поддающихся видеозаписи. Анимация может сопровождаться гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения, что важно при работе с лицами, лишенными нормального слухового восприятия. Обучающую функцию выполняют компьютерные модели, лабораторные практикумы и конструкторы.

     Обучающиеся с нарушенным слухом нуждаются в большей степени в использовании разнообразного наглядного материала в процессе обучения.

     Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством схем, диаграмм, рисунков, компьютерных презентаций и тому подобным наглядным материалом. Очень часто при изучении физической и коллоидной химии я использую именно эти технологии.

      Полноценное усвоение знаний и умений происходит в условиях реализации принципа коммуникативности. Эффективное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе, умение представлять и защищать результаты своей работы (например, при освоении МДК «Основы экспериментальной и исследовательской работы»), владение различными социальными ролями в коллективе, способность к организации эффективного делового общения являются навыками, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. Коммуникативный компонент развивается в результате включения студентов в групповую деятельность на основе формирования словесной речи, при проектировании и исследовании. Поэтому коммуникативная система, действующая ныне в практике обучения глухих и слабослышащих, в большей степени направлена на развитие словесной коммуникации.

     Студенты лучше воспринимают тот материал, который предъявлен в наиболее легко воспринимаемой форме. Для глухих, как правило, такой формой является жестовый язык, который использовался в коррекционной школе и, которого, как правило, нет в СПО Республики Мордовия, кроме Ичалковского педколледжа. Для многих слабослышащих студентов восприятие жестовой речи привычно, поэтому, поступая учиться они стараются прийти группами, чтобы помогать друг другу, переводить речь педагога. Нам это очень помогает, так как у самих нет навыков общения жестами.

 Для слабослышащих студентов эффективно применять практика опережающего чтения, когда студенты заранее знакомятся с лекционным материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты. Такой вариант организации работы позволяет студентам лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты.

     У студентов с нарушением слуха на занятиях зрительный канал работает с перегрузкой, причем тем большей, чем сильнее поражены органы слуха. Это приводит к снижению скорости восприятия информации и повышенной утомляемости во время занятия. Поэтому, на своих уроках, использую технологии здоровьесбережения, физкультминутки, упражнения для снятия зрительного напряжения. Это полезно и другим студентам и педагогам.