Всероссийский вебинар «Инновационные педагогические технологии, применяемые при работе со студента с инвалидностью и ОВЗ в производственном обучении»

26 ноября 2024 ГБПОУ РМ «Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий» в рамках деятельности Базовой профессиональной образовательной организации и Ресурсного учебно-методического центра СПО провел Всероссийский вебинар.

Директор ГБПОУ РМ «СТСУиПТ» — Н.А. Малыгина, организаторы Милешина Р.А. (руководитель РУМЦ СПО) и Ганина Н.Н. – руководитель РЦД «Абилимпикс» в РМ и руководитель БПОО

В вебинаре принимали участие представители базовых профессиональных образовательных организаций, ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО, профессиональных образовательных организаций, педагоги инклюзивного профессионального образования, социальные педагоги, психологи, тьюторы.

Формат проведения: очно- дистанционный. Для регистрации в качестве слушателя или спикера все успешно прошли регистрацию заполнив регистрационную форму, пройдя по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/6735c1cde010db8901341a28/

Была разослана ссылка на подключение https://vk.com/call/join/DGkmbyj0XKx2rahntf_KhelsIhvR5vzP9dAXVaAzanA

Запись вебинара по ссылке https://vk.com/video42436475_456239519

С приветственным словом на межрегиональном вебинаре выступила Милешина Регина Александровна, руководитель РУМЦ СПО ГБПОУ РМ «СТСУиПТ».

В группах СПО, где обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью, часто находятся дети со слабым физическим здоровьем, а также имеющие легкие отклонения в нервно — психической сфере, а именно, соматическую ослабленность, астенические и невроподобные состояния. Эти факторы приводят студентов к постоянному психическому напряжению, возникает много сложностей для устойчивой познавательной работы, особенно в период учебной и производственной практики. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе обучающихся и качества обучения.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и — учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, на вебинаре были представлены инновационные технологии сопровождения детей с ОВЗ, элементы которых возможно применять на уроках, а также производственном обучении.

О психолого-педагогическом сопровождении студентов с ОВЗ и инвалидностью в период производственного обучения рассказала Вождаева Ирина Александровна, преподаватель ГБПОУ РМ «СТСУиПТ».

Ирина Александровна обозначила основные технологии для работы со студентами с ментальными нарушениями, продемонстрировала выпускные работы студентов и назвала основные проблемы в усвоении адаптированных программ. Изюминкой стали представленные, педагогом с 25-летним стажем, уникальные работы с применением народной вышивки и других техник.

Лисин Данил Абинашевич, преподаватель ГБПОУ РМ «СТСУиПТ» продемонстрировал реализацию игровых технологий на своих уроках. Развитие познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках географии сопровождается трансляцией деятельных передовых технологий. Молодой педагог увлекает студентов раскрашиванием контурных карт в цвета флагов стран мира, изучает экономику государств с помощью валюты этих стран, развивает интерес к познанию, науке, книге, учению.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. Это действенный метод, по словам Данилы Абинашевича, приносит ощутимый результат в социализации студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Доклад мастера производственного обучения из. Г. Тамбов «Развитие познавательной активности обучающихся с ОВЗ на уроках «Технология использования прикладного ПО» строился на обобщении опыта работы на учебной практике ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий». Володина Дарья Сергеевна посредством презентации познакомила участников вебинара со своими технологиями проведения практических занятий, таким образом все погрузились в атмосферу IT- отрасли.

О развитии познавательной активности обучающихся с ОВЗ на уроках производственного обучения поделилась Сорочкина Ольга Васильевна, преподаватель ГБПОУ РМ «СТСУиПТ». Её выступление сопровождалось показом работ студентов, приуроченных к календарным праздникам и работ, которые включены в область профессионального обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ по ОАП. Лизина Елена Олеговна, преподаватель ГБПОУ РМ «СТСУиПТ», описала свои современные технологии обучения детей с ОВЗ и рассмотрела их как средство повышения качества профессионального образования в индустрии красоты. В этой части вебинара развернулась оживленная дискуссия о практике, стажировках в салонах красоты.

Анасьева Светлана Ивановна, зав отделением ГБПОУ РМ «СТСУиПТ», с помощью содержательной презентации описала психологию коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья продемонстрировала приемы общения со студентами на инвалидной коляске, с нарушением речи, слабослышащими и слабовидящими.

Практико-ориентированный подход в преподавании, который использует Светлана Ивановна и как преподаватель экономики, позволяет успешно адаптироваться в обществе студентам-выпускникам имеющим ограничения в здоровье и инвалидность. Об особенностях применения интерактивных технологий в организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья доложила Смирнова Ирина Сергеевна, преподаватель ГБПОУ РМ «СТСУиПТ». Ирина Сергеевна поставила акценты на таких методах проведения практических занятий как увлечение, развлечение, современность преподавания. Важным является интерес обучающегося, который приводит к развитию новых навыков и накоплению знаний. Развлечение выступает основным мотивом, который приводит к удовольствию, одновременно формируя стойкий интерес к процессу обучения, снимая психологическую нагрузку от процесса образования. Благодаря универсальности игры в игровом подходе происходит эффективный процесс обучения вне зависимости от возраста.

Ирина Сергеевна рассказала об использовании актуальных возможностей современных технологий, таких как видео- и аудиоматериалы, дидактические игры, образовательные программы в мультимедийном формате. Она, также, отметила, что интерактивные технологии могут использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала, для выполнения домашнего задания.

Венцом успешности использования инновационных педагогических технологий, применяемых при работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ в производственном обучении, является конкурс профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». О технологиях подготовки обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к конкурсам профессионального мастерства «АБИЛИМПИКС» подробно рассказала Ганина Наталья Николаевна – руководитель БПОО ГБПОУ РМ «СТСУиПТ», РЦД «Абилимпикс» в Республике Мордовия. Наталья Николаевна привела таблицы с результатами участников и графики динамики участия студентов РМ, представила фотоальбом и видеоролики о Чемпионате.

В заключительной части вебинара Милешина Регина Александровна, руководитель РУМЦ СПО ГБПОУ РМ «СТСУиПТ» и руководитель движения «Добровольцы «Абилимпикс», обозначила роль добровольцев в организации производственного обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью, продемонстрировала фотоотчеты с мероприятий и Фестиваля возможностей. Формат общения «Открытый микрофон» позволил высказать всем участникам вебинара свои предложения и пожелания по совершенствованию технологий, применяемых при работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ в производственном обучении.

#РУМЦСПО #БПОО #АБИЛИМПИКС #Добровольцы

*информация размещена с согласия субъекта персональных данных